макияж глаз

Психологическое развитие познавательных способностей

Развитие познавательных способностей и системы ценностей

Piaget в свое время выдвинул пользовавшуюся впоследствии большой популярностью гипотезу о существовании нескольких стадий процесса развития познавательных способностей, стадий, которые всегда протекают в одинаковой последовательности, хотя сроки их начала различны у разных индивидуумов. В возрасте около 12 лет дети обретают способность производить «формальные операции», то есть оперировать гипотезами и суждениями без наличия каких-либо конкретных, осязаемых объектов; иными словами, дети обретают способность к систематическому и рациональному абстрактному мышлению.

Piaget также указывал на существование глубоких различий между системами нравственных ценностей маленьких детей и подростков. Он описал постепенный переход от безоговорочного принятия норм и правил, установленных взрослыми, к стадии критической оценки этих правил, когда индивидуум непосредственно осуществляет самостоятельный выбор. Это порождает конфликт между подростком и его наставниками, степень выраженности которого у разных народов может быть различной.

Формирование самосознания

Самосознание может быть определено как внутреннее сознание собственного бытия и принадлежности, ограниченное определенными рамками и пределами, свойственными данному периоду жизни. Формирование самосознания в подростковый период требует от индивидуума перехода от исполнения ролей, свойственных детскому возрасту, к ролям, которые свойственны молодым и взрослым людям.

Вместо употребления таких выражений, как «кризис самосознания», многие авторы теперь предпочитают ограничиваться утверждениями о том, что для подросткового периода характерно некоторое увеличение озабоченности индивидуума в отношении своего будущего. Мнение, согласно которому подростковый период — это период смятения и неопределенности в отношении своего «я», ставится под сомнение наличием данных о том, что в некоторых случаях подросткам свойственно иметь о себе необоснованно высокое мнение (впрочем, эти данные не получили полного экспериментального подтверждения). Результаты исследований свидетельствуют о том, что в большинстве отношений подростки имеют о себе довольно реалистичное представление, хотя оно может день ото дня меняться. По мере перехода ребенка к более поздним этапам подросткового периода у него значительно возрастает способность к выдвижению и исследованию гипотез, выведению умозаключений и построению абстракций более высокого порядка. Свойственные подросткам критическое отношение к существующим взглядам и их идеализм, быть может, скорее объясняются их более развитой познавательной способностью, чем социальным положением или характером воспитания.

Взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками

В обществах «западного типа» подростковый период довольно часто рассматривался как период жизни, во время которого молодые люди отчуждаются от своих родителей (следствием чего является «разрыв между поколениями») и подвергаются большему влиянию со стороны своих сверстников, чем со стороны своих родителей. Хотя справедливо утверждение, что подростки склонны к глубоко эмоциональным взаимоотношениям со своими сверстниками и очень нуждаются в их одобрении, это вовсе не означает, что они должны непременно отвернуться от своих родителей. Эмпирические данные последовательно опровергают общепринятое мнение, согласно которому подросткам свойственно неприятие ценностей их родителей и влияние последних в этот период сильно ослаблено.

Наличие такой позитивной связи доказывается тем, что, согласно результатам исследования, проведенного в Англии, подавляющее большинство охваченных при этом исследовании 14—15-летних подростков были уверены в том, что их родители положительно относятся к их друзьям, и значительное число этих подростков совершали вместе со своими семьями загородные прогулки. Лишь незначительный процент опрошенных выказывал признаки значительной отчужденности от родителей.

В общем факты свидетельствуют о том, что подросткам все же свойственно обращаться к своим родителям за советом, когда дело касается основных жизненных ценностей, а в остальном, то есть в том, что касается вопросов моды на ту или иную одежду, способов проведения досуга и других интересов молодежи, на них большее влияние оказывают их сверстники.

Роль общества в процессе развития подростков >>>>>

Tweet 0 Нравится


ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Проверенный сервис доставки букетов в Киеве



подписывайтесь на статьи:



© 2010-2014 modnyi-makiyazh.ru. Копирование материала без активной ссылки запрещено.
privacy-policy